Все новости
Атайсал
8 Сентября 2021, 09:14

История края уходит вглубь веков...

Изучению материалов об истории Благоварского района предшествовала кропотливая и большая работа. В целях сбора фактического материала мне пришлось встречаться со многими людьми, очевидцами тех или иных событий, работать в Государственном архиве РБ. По мере сил и возможностей постарался рассказать о событиях далекой и близкой истории моей малой родины — земли благоварской. Трудно быть беспристрастным, когда пишешь о родной земле, где ты родился и вырос; земле, которой ты отдал самые плодотворные годы своей жизни и своего труда. Мы, современники, и наши потомки благодарны предкам за то, что местом для первого поселения они избрали один из богатейших и красивейших уголков земли. Чтобы полнее понять и оценить такое утверждение, необходимо вернуться к истокам биографии родного края. Анализируя сведения башкирских шэжэре и данные средневековых арабских и персидских письменных источников, ученый Р.Г.Кузеев пришел к выводу, что племена кочевали между Аралом и Каспием, будучи частью печенежского кочевого объединения, и под давлением более сильных соседей переселились в Приуралье и расселились в обширных степях Бугульминской возвышенности. Позже, в период Золотой Орды, в состав башкир влились новые этнические группы, в том числе кыпсаки и минцы.

 

Изучая исторические исследования, сопоставляя шэжэре и предания наших предков, а также археологические находки — Караякуповские, Сынташтамакские, Кушнаренковские, археологические материалы долины рек  — Белой, Демы, Чермасана, Кармасана и др., появляется возможность предположить, что наши древние предки заселили эти места примерно в конце I тысячелетия или в начале второго тысячелетия. По преданию, когда они вышли из долины Сыр-Дарьи и дошли до места слияния трех рек — Белой, Уфимки, Демы — и заняли обширные благодатные земли, остановились перед естественной водной преградой и обрели здесь историческую родину.

Ранняя история  башкир долгое время оставалась неизученной и неразработанной. Почти полное отсутствие письменных источников по истории башкир до XVI  века объясняется тем, что у них не было политической организации. Однако имеются своеобразные источники —    это башкирские шэжэре и предания, позволяющие восстановить многие события тех лет. Башкиры племени мин занимали обширную территорию по долине реки Демы. Северные границы минских земель доходили до среднего течения реки Белой, охватывая нынешнюю территорию Уфы. К югу от Уфы их территория простиралась до верховьев Демы и Уршака. На Западе минские земли доходили до истоков рек Кармасан, Чермасан, Усень и Ик. Территория минцев-башкир отличалась богатыми для кочевников-скотоводов природными условиями. Широко раскинувшиеся  степи с сочными травами, обширные луга по долинам рек Белой и Уфа, Демы и Уршака с их притоками, также представляли собой великолепные пастбища. На этой земле было  множество полноводных степных рек и озер, богатых рыбой и дичью. Леса изобиливали дикими пчелами, пушными зверями.  Территория нашего района испокон веков была богата  лесами, кустарниками. Наличие водных путей, природные богатства, центральное расположение этого района способствовали тому, что он издавна был густонаселенным. Кочевые племена, попавшие в Приуралье,  преимущественно  направлялись на эти земли. Не случайно  задолго до основания города Уфы  именно здесь была ставка Ногайского хана, а до монгольского нашествия возвышенность у слияния рек Уфы и Демы с  Белой была центром сбора многих кочевых племен.

Давайте подробнее остановимся на ранней истории наших предков  башкир-минцев. Когда в 1236 году монголы покорили Булгарское государство и соседние племена,  в том числе чубиминцев, они  оказались в составе Золотой Орды. После ее распада  наши предки, минцы, попали под власть Ногайской Орды, каршицы, канлинцы и дувенеи  — Казанского ханства.

В середине XVI века Русское государство перешло в наступление на Восток. В 1552 году Казанское ханство было завоевано войсками Ивана Грозного. После покорения Казани  он разослал народам грамоты с призывом принять русское подданство. Такую грамоту получили и чубиминские башкиры. В отношении подданства к русскому государству среди башкир единой тактики не было. Поэтому присоединение башкир, находившихся под властью Ногайской Орды, сопровождалось острой борьбой. 

В связи с решительным наступлением русских на Казань  Ногайский хан и его мурзы бежали на юг. Точная дата ухода Ногайского хана остается неизвестной. Все же об этом сохранилось несколько преданий. Согласно одному из них, в 50 верстах от Уфы у хана были две кочевки: "Одна при озере Большом Акзирате, другая - при реке Ислят (Слак) (озеро Акзират находится  околы п.Чишмы,  река Слак - около д.Баштирмы). Во время пребывания на одной из летних кочевок "до хана и до ногайцев дошли грозные вести о том, что Россия усиливается, Касимов пал и скоро будет взята Казань..." Узнав об этом, ногайцы бежали на Кубань и там "растворились" среди горских племен. (А.Усманов. Добровольное присоединение Башкирии к русскому государству). Сохранились предания, рассказывающие о таинственном исчезновении Турэхана. Якобы он "со страху русской силы бросил свое жилище и даже гроб любимой жены около реки Слак». Действительно, во время исследования мавзолея хана было обнаружено захоронение женщины. Все же, как гласит предание, "многие башкирцы тогда ушли с ногайскими мурзами,  но другие остались. В числе оставшихся был князь Канзафар бий-один из родоначальников чубиминских башкир, потомок Урдач-бия. Ногайцы наткнулись на упорное сопротивление минцев. Источники характеризуют Канзафара как смелого и волевого предводителя, в самый критический момент сумевшего сплотить народные массы и выступить перед ними с призывом   не покидать родные места, не поддаваться уговорам и угрозам ногайских мурз. "Эй, яраннар! Если уйдем с этих мест, то не сможем жить! Где мы можем найти себе такие места, как здесь!" —   сказал он, обратившись своему народу. Народ понял его: "О, Канзафар-бий, если умрем, то здесь; если будем жить, то здесь! Живы будем или погибнем, доверимся Аллаху!" (Р.Кузеев. «Башкирские шэжэрэ».Уфа.1960 г.).

Канзафар-бий остался с такими представителями знаменитых  биев, как Чублек, Урман, Туман, Тенекэй и Акман. Однако, потом многие башкирцы возвратились на родину, в то же время оставшиеся в Приуралье и на Южном Урале  ногайцы ассимилировались в среде башкир.

После ухода ногайцев в этих краях появились желающие утвердить свою власть, но получали отпор. Борьба за власть продолжалась. Минцам  не оставалось ничего, кроме как обратиться к царю Ивану IV с просьбой о принятии их в подданство русского государства.

 Получив обращение «Белого царя» ко всему башкирскому народу добровольно войти в состав Русского государства, минские башкиры во главе с Канзафар-бием пошли к наместнику царя с заявлением принять под свою власть. Это было первое официальное посольство башкир.

В предании «Урдас-бий с тысячью воинами» сообщается,  что "...Казань была взята царем Иваном. После чего башкирцы подчинились царю. Это было в 961 году, был год мыши, покорили русские. Послы отправились в Казань , из-за отсутствия удобных путей на лыжах". По ходу повествования о событиях тех лет можно догадаться, что в числе послов были Канзафар-бий, Чублек, Урман и Туман. "Царь, расспросил, чем изобильна земля их (т.е минцев), обложил их легким ясаком -  кого лисицей, кого куницей, а кого медом, и пожаловал землями". Кроме уплаты ясака, башкирцы должны были нести воинскую повинность. Таким образом, они заключили первое официальное соглашение с Русским государством об условиях вхождения минских башкир в состав России.  До  покорения Иваном IV Казани часть башкир (каршинцы, канлинцы, дуванси и др.) нашего региона находилась под властью Казанского хана, платили ему ясак,  минцы подчинялись Ногайской Орде. Те племена, которые были до этого подданными Казанского хана, после падения Казани считали себя завоеванными и установили свои отношения с русским царем в соответствии с реалиями. Русское правительство дало Жалованную грамоту на владение землей. Минцы-башкиры получили кроме своих и те земли, которыми  раньше владели ногайцы,  и расширились до верховья Демы и р.Уршак. Жалованная грамота царя позволяла минцам самим распоряжаться районами кочевья. Коренное население деревень Баштирмы, Старый Усман, Сарайлы нашего и несколько деревень соседнего Чишминского  районов, а также жители отдельных населенных пунктов по бассейну р.Дема являются прямыми потомками Канзафар-бия. По преданию,  несколько поколений потомков Канзафара искали жалованную грамоту царя или ее копию. Так, житель нашей деревни Мударис Хабибзянович Курбангулов (1869 г.р) в поисках документа был в с .Топорино на берегу Белой у одного муллы .Но поиски закончились безрезультатно. Затем, после распада Золотой орды, часть территории (в том  числе и  нашего района) оказалась под властью Казанского ханства  ( предположительно нынешние территории СП Алексеевский, СП Дмитриевский, СП Каргалинский,  СП Кучербаевский , СП  Мирновский,  СП  Первомайский, СП Тановский,  СП Троицкий ,   СП Янышевский сельсоветы,  часть территории Кашкалашинского сельсовета (с. Кашкалаши) , часть территории  Благоварского сельсовета (с. Александровка,  д.Голышево); часть – Ногайских мурз:  часть территории СП Кашкалашинский  сельсовет  (с. Узыбаш),   часть территории  Благоварского сельсовета (с. Благовар), СП  Удрякбашевский, СП  Ямакаевский, СП Балышлинский. Предположительно, по  территории  современного нашего района  граница между Казанским и Ногайским ханством проходила по нынешней территории СП Языковский сельсовет  по течению реки Кармасан , вдоль Балканских гор,  выше д.Табулдак.

Во времена родо-племенного управления наши предки также находились в разных объединениях: минцы (роды Чуби мин, Кыркулимин), каршинцы, канменцы, дуванеи, и каждое племя занимало самостоятельную территорию. В период кантонной системы управления (1798-1865 гг.) были в составе 7,8,9 и 12 башкирского и 3,4,5 мишарского кантонов. После реформирования кантонной системы населенные пункты района находились в составе 5-6 волостей. Образовались волости: Бакаевская (Янышевская, Топоринская), Богадинская, Тюрешевская (Ахуновская), Новоселовская, Сафаровская (Абраевская, Чишминская). А эти волости, в свою очередь, были в составе двух уездов—Белебеевского и Уфимского. В определенное время отдельные населенные пункты входили в состав Бугульминского (Старый Абзан) и Бирского (Яныш) уездов. После введения районной системы Управления (1930 год) оказались в составе трех районов – Буздякского, Топоринского (Кушнаренковском) и Чишминского. А в 1935 году вновь образованному району были перечислены населенные пункты из этих трех районов (Продолжение следует) 

Подготовила Л.Гафарова на основе материалов Р.Курбангулова, краеведа.

Фото из открытых источников.

Автор:Лира Гафарова
Читайте нас: