Все новости
Атайсал
15 Сентября 2021, 11:18

Мнение мирового судьи Гумер Андарьянов: Канзафар-бий – легендарный сын башкирского народа

В последнее время стало модным, в хорошем смысле этого слова, интересоваться историей своего происхождения «откуда мы есть родом». И вновь права поговорка: «Без прошлого нет настоящего», ведь история «работает» по спирали, а значит, то, что произошло много веков назад, не только может, но и обязательно повторится вновь. Это одна из главных причин, для чего надо изучать свою родословную. Да и каждый грамотный человек должен знать историю семьи, рода так же, как изучает прошлое страны, малой родины. «Кто мы есть?» — этим вопросом задается, по-моему, любой думающий гражданин. Однако изучение своей родословной не на уровне «одна бабушка рассказала», а глубокое и осмысленное, основанное не на голословных предположениях, а на реальных документах, требует и определенных знаний, и времени, и денежных вложений. А главное — нужен энтузиазм, желание этим заниматься. Таких людей немного, но они есть. Один из них — Гумер Андарьянов.

 

Многие буздякцы знают его как мирового судью. Несмотря на занятость, он утверждает, что каждую свободную минутку уделяет любимому занятию — изучению родословной и истории своей малой родины. Об успехах и достижениях на этом поприще мы попросили рассказать его самого.

«Знание происхождения, корней позволяет каждому человеку осознать свою значимость. При этом повышается ответственность каждого из нас за судьбу своего народа, семьи. Полученные знания помогают преодолеть разобщенность и отчуждение среди близких. В каждой семье есть предки, которыми можно и нужно гордиться. Уверен, что это будет способствовать возрождению у наших современников интереса к прошлому страны. Говоря о себе, замечу, что изучение родословной стало для меня не просто хобби, а смыслом жизни», – такими словами начал он нашу беседу.

 

— Гумер Махмутович, когда вы обнаружили у себя интерес к историческим исследованиям?

— Еще со школьной скамьи, чему способствовал учитель истории Шарифулла Терегулов, на уроках которого мне всегда было интересно, кстати, он из рода темниковских мурз.

— Информацию о предках зачастую мы черпаем от своих родителей…

— И наша семья не исключение. Я с интересом слушал разговоры старших родственников о том, кто является истинным представителем нашего рода Дистановых. Одна из легенд навсегда врезалась в мою память.

— Расскажите подробнее, о чем идет речь.

— Эта история передается в деревне Киска-Елга нашего района из уст в уста на протяжении нескольких веков. В далекие царские времена один из зятьев этого рода нажил себе большие богатства, но ему не давало покоя осознание того, что он простого происхождения. Чтобы присвоить себе фамилию жены из рода Дистан-бия, он дал хорошую взятку царскому чиновнику. То есть, купил себе знатность. Этот случай также подстегнул меня разобраться в перипетиях своей родословной.

— В истории немало подобных прецедентов, которые даже описаны в произведениях классиков мировой литературы. В нашей стране такие «деятели» активизировались после пресловутой перестройки. Многие, наверное, помнят, как на центральных телеканалах новоиспеченные графья и князья с пеной у рта, а иногда и с кулаками, не стесняясь в выборе выражений, доказывали свое дворянское происхождение. Не стало их меньше и теперь. В нашем районе издревле проживали представители знатных сословий, но, как и положено настоящему дворянину, они, как правило, грамотные, воспитанные и скромные люди, не кичащиеся своим происхождением, которое и так заметно. Например, с 16 века проживают темниковские и арские князья, мурзы.

Но вернемся к нашей беседе, я, как женщина, не смогла не обратить внимание на интересный старинный сервиз из тонкого фарфора у Вас в шкафу…

— Этот антиквариат – чайный набор из Кузнецовского фарфора, доставшийся мне от деда Шакира Андарьянова вместе с другими старинными вещами, многие из которых, к сожалению, утеряны. Дед до Октябрьской революции служил у крупного уфимского хлебопромышленника и известного мецената, купца второй гильдии Костерина. Совсем еще мальчонкой был принят на службу посыльным (йомышчы малай), дойдя до приказчика (управделами). Когда дедушка решил вернуться в деревню к престарелым родителям, купец женил его на своей лучшей служанке, дав в приданое лошадь и телегу, груженую разными пожитками (тут было все для начала семейной жизни), в числе которых и этот сервиз, который каким-то чудом сохранился до наших дней. Насчет невесты дедушки хотел сказать, что по приезде в Киска-Елга, ее данные нам не сообщили, она резво спрыгнула с телеги и застряла в грязи, была одета в легкое ситцевое платье, в белых носках, в летних босоножках. После этого велела ее срочно отвезти на станцию и уехала обратно. Значит, это было после 1914 года, так как железная дорога пришла на станцию Буздяк в 1914 году.

— А теперь, как говорится, от частного перейдем к общему, то есть к Вашему роду. Как и когда Вы начали серьезно заниматься его изучением?

— В начале двухтысячных, когда в Башкортостане стали поднимать вопрос родословных. Я взялся за изучение книг по этой тематике. Благодаря шежере и историческим документам, сохранившимся в архивах, мы имеем возможность воссоздать историческую картину прошлого. Как известно, раньше башкиры жили родовыми общинами. Управлял каждым родом старейшина-бий. Проводились собрания (йыйыны). Курултай — это всеобщий йыйын, местом которого считалась гора Караул-тау рядом с Уфой, и возле Чесноковской горы, в те времена в Имян-кала восседал ногайский хан, которому подчинялись башкиры племени мин. Из полученных знаний я укрепился во мнении, что мы потомки многочисленного и могущественного башкирского племени «Мин» (Мен), состоящего из 12 родов.

— Гумер Махмутович, что обозначает название Вашего племени?

— Оно произошло от слова «минле» – обладающий тысячью. В древности минцы заселяли бассейны рек Дема, Уршак, берега озера Аслыкуль, верховья Чермасана, Кармасана, Мензели, Ика, Сюня, Актаныша, нижнее течение Караидели, прилегающие земли левобережья Белой и Камы. Некоторая часть минцев подчинялась казанскому хану, большая часть – Ногайской орде.

— В последнее время в республике уделяется внимание некогда забытым историческим личностям. Например, Канзафар-бию, который был самым молодым предводителем антиногаевского восстания минцев. Какое отношение он имеет к Вашему роду?

— Самое прямое. Дистан-бий был одним из сыновей Канзафар-бия. Совсем недавно доказано, что у него было 5 сыновей. По сведениям, Дистан-бий жил в 1550-1630 годах, известно, что у него было два сына: Махмуд-бий и Ахмад-бий, был еще Болтач-бий, но он то ли сын, то ли внук, по разным источникам отражен по-разному. Земли, на которых проживал род Дистана, назывались Сарайли-Минским улусом, в который входили отдельные населенные пункты сегодняшнего Бижбулякского, Чишминского, Миякинского, Давлекановского, часть Благоварского и Буздякского и других районов Башкортостана, а также Сармановского, Тукаевского, Актанышского и Мензелинского районов Татарстана. С 1830 года род Дистана по нашей линии продолжает Андарьян Дистанов, который был пчеловодом и садоводом, выращивал арбузы и дыни, в его саду росло множество плодовых деревьев. Он не дожил до векового юбилея всего два года. Его потомок тот самый Шакир Андарьянов работал заместителем председателя колхоза в годы войны. Кстати, из всех детей Андарьяна только он носил фамилию Андарьянов, все остальные были Дистановы.

— Когда Ваши предки поселились на территории нынешнего Буздякского района?

— Предположительно, из-за того, что организовали вооруженное сопротивление действиям начальника Оренбургской экспедиции И.Кирилова и его помощника А.Тевкелева, у них отобрали вотчинные права на родовые земли. Наши предки жили в Мензилинском уезде, где находились их вотчинные земли. На территорию Буздякского района, в частности, в Киска-Елгу, они пришли примерно в 1740 годах уже припущенниками и арендовали земли у потомков Субай-торе. Один из представителей рода Дистан-бия Минлибай Дистанов, он же является прапрадедом со стороны моей матери, в 1830 годах был старшиной 16-го юрта Канлинской волости Белебеевского уезда 12-го Башкирского кантона. В 16 юрт входили деревни Буздяково, Киска-Елга, Кузеево, Сынлы-Ильчембетово, Тавларово, Урзайбашево, Шигаево, Якупово и другие. Начальником 12 кантона тогда был Шайхайдар Сыртланов, являющийся прапрадедом моей супруги. До недавнего времени считалось, что в Буздякском районе, кроме канлинцев, представители других башкирских родов не проживают.

— Это очень интересно. А как теперь обстоят дела?

— Сейчас известно, что здесь проживают канлинцы, кобау-минцы (древние жители Уфимского полуострова), субиминцы (жители нижней Демы) и сарайлы-минцы. Еще имеется некоторое количество башкир древних булгарских родов еней и ельдяк. Вероятно, есть представители и других башкирских родов. Не так давно узнал, что с территории нынешнего Янаульского района к нам переехали башкиры-уранцы, что подтверждается названиями деревень нашего района: Каран, Старый и Новый Актау, Байряш и Уран, в Янаульском районе расположены деревни Каран-Актау, Байряш, живут башкирские племена «Уран».

— Из всего услышанного можно сделать вывод, что Вы принадлежите к башкирскому племени «Мин», в то же время, по разговору и внешне Вы похожи на татарина.

— Население Буздякского района разговаривает на западном (белебеевском) диалекте башкирского, который действительно очень похож на татарский язык. К тому же, во мне течет и татарская кровь, так как бабушка со стороны матери являлась представителем рода темниковского мурзы Байкеева, который в 1730-х годах переселился в деревню Б.Устюба нашего района. За тысячелетнюю историю переплелись корни и судьбы разных народов. По большому счету, башкирское племя «Мин» произошло путем смешения местных башкир с ногайцами, которые, в свою очередь, восходят к монгольскому племени мангытов, живших в районе Байкала по соседству с монголами, татарами и другими известными племенами. На Урал минцы пришли с Маверранахра, где в свое время наш Урдач-бий сидел ханом, который, не выдержав войны между чингизидами, ушел со своими людьми в башкирские земли. Если раньше его звали Санаклы-хан, то башкиры прозвали его тысячаколчанный Урда(ч) бий.

— Кто и что помогает Вам в этой исследовательской работе, ведь занятие это кропотливое?

— Да, времени отнимает много. Информацию ищу в интернете, в архивах, читаю историческую литературу, общаюсь с другими исследователями. Сам я являюсь членом Собрания башкирских биев, тарханов и дворян, которое вошло в состав Ассоциации дворянских собраний тюркских дворян. Участвовал в ХХ Меджлисе татарских мурз в Уфе, где присутствовали члены Российского дворянского собрания и представители Великой княгини Романовой. Очень многое дает общение с такими людьми. Награжден почетными грамотами и

памятной медалью «Юбилей Всенародного Подвига, 1613-2013», учрежденной в честь 400-летия со дня окончания Смутного времени и образования Дома Романовых.

— Итак, подведем итоги нашей насыщенной беседы. Как известно, в следующем, 2022 году, исполняется 490 лет со дня рождения предводителя минских башкир — Канзафар-бия. Вы, как я понимаю, тоже не останетесь в стороне от этого знаменательного события.

— Естественно. Помимо уже перечисленных его заслуг перед народом, он одним из первых среди башкирских племен заключил договор о добровольном вхождении в состав Российской империи, что стало судьбоносным решением для всего Башкортостана и укрепления могущества России. Это было после завоевания Иваном Грозным Казанского ханства, где-то в 1552-1554 годах.

— Какие мероприятия запланированы по такому случаю?

— В целях увековечения памяти выдающегося исторического деятеля Совет Региональной общественной организации «Родов Мин» принял решение достойно встретить юбилей. Создал оргкомитет и утвердил план мероприятий. На данное время огорожена могила Канзафар-бия, начаты работы по ограждению старого кладбища, где он похоронен; благоустройству села и другие. На его родине в Ябалаклы Чишминского района планируется установить бюст. Кроме того, все, кто имеет свое шежере, принадлежащее этому роду и племени, может участвовать в конкурсе «Шежере», поделиться своими исследованиями, у кого какие сохранились семейные реликвии, поскольку будет еще выпущена книга, посвященная Канзафар-бию. Кстати, жители деревни Киска-Елга уже подключились к этому мероприятию, имеются даже спонсоры, пожелавшие помочь в установке бюста Канзафар-бию. Поэтому прошу неравнодушных людей подключиться к этим мероприятиям, поделиться информацией, своим «шежере» и т. д. Возможно, вашим записям найдется место в этой книге и вы увековечите свой род, фамилию и, как говорится, попадете в историю.

 

Светлана Муратова

Источник: ИА "Башинформ".
 
 
 
 
Автор:Админ
Читайте нас: