Все новости
Атайсал
10 Октября 2021, 23:15

Башкирские роды проводят свои съезды.

Какова роль этих мероприятий в возрождении исторической памяти, в изучении своих корней? По этому поводу своим мнением поделилась Анзира Ганиева, директор музея истории и краеведения Аскинского района:

Башкирские роды проводят свои съезды.
Башкирские роды проводят свои съезды.

«У каждого растения, у каждого дерева есть крепкие корни, каждая река начинает путь с малого источника. Точно также около 300 лет назад аскинские земли стали отчизной для рода Балыксы. С тех пор представители рода никогда не забывают свои корни и историю.

Съезд рода Балыксы прошёл в феврале этого года. Как известно, жители 10 деревень Аскинского района принадлежат к этому роду. Все они с большим желанием и удовольствием участвовали в работе съезда.

В наших селах много людей, уважающих свою историю, изучающих шежере – родословную. Аскинцы искренне стремятся изучать историю своего рода и передать эти знания близким, детям. Что отрадно, всё больше людей начинают интересоваться вопросами происхождения, генеалогии; изучают историю предков и передают молодому поколению свой опыт, традиции, основы мировозрения. Это очень важно.

В Аскинском районе также живут представители родов Танып и Унлар. К роду Унлар относится только одна деревня – Упканкулево.

У нашего рода Балыксы обширная история. Есть сведения, что его представители пришли сюда из Алтая, Южной Сибири. А по поводу названия Унлар, тоже есть несколько версий. Мы принимаем все, изучаем их. Надеемся, что в будущем новые исследования помогут найти правильный вариант.

Как известно, представители рода Балыксы поселились по правому берегу реки Уфимки (Каридель), в устьях рек Сарс и Тюй. Местные жители занимались рыболовством или пчеловодством и платили дань ханам мёдом и рыбой, этим объясняется название «Балыксы». Согласно второй версии, слово «балык» в древнетюркских текстах означало «город», а значит, балыксы может иметь значение «городской житель». Есть также версия что здесь жил человек по имени Балыксы.

Мы также знаем, что у деревень Аскинского района богатая история. Жители этих земель участвовали во многих восстаниях, войнах. История страны – их история.

Съезды родов имеют огромное значение. Изучение истории, составление шежере – это не просто выполнение написанного на бумаге: всё делается по зову сердца, по велению души. 20-30 лет назад многие вообще не знали о своём происхождении. Сегодня же большинство относится с вниманием к прошлому своего рода, особенно эта тема всё больше привлекает молодежь. Съезд рода стал новым импульсом в этом направлении. Во время Йыйына избрали предводителей, совет рода Балыксы, приняли первый гимн.

Мы и сегодня продолжаем вести активную работу. Общаемся в социальных сетях, мессенджерах, налаживаем связь друг с другом. Постоянно выходим на связь с родственниками из Казахстана. В Оренбурге живет исследователь башкирских шежере Радик Насибутдинов. В Белебее есть 80-летний Шаукат Низаметдинов. Он в течении 20 лет изучал историю деревень рода Балыксы, на основе изысканий выпустил книгу «Знакомые и родственники» (Таныштар һәм туғандар). Это очень значимая книга, в ней можно найти информацию по переписи населения, ревизские сказки. Многие благодаря этим материалам составляют шежере, возвращаются к своим корням.

Я тоже в 2010 году начала изучать свою родословную. Шаукат агай выяснил, что наш род (а мы оказались родственниками) изучен до 20-го поколения и доходит до Майки бея. А работа учёного Минигали Надергулова показывает, что наше шежере доходит до пророка Адама. На данный момент известно 16 поколений, они утверждены архивными документами.

У нашего рода очень богатая история, много знаменитых личностей, которыми мы вправе гордиться. К примеру, во время Отечественной войны 1812 года Загафуран Ибрагимов дошел до Парижа. Он был сотником, доставлял до русской армии лошадей. Также я выяснила имена и фамилии ещё 20 земляков — участников первой Отечественной войны. В 2012 году мы собрали всех родственников и провели большую научно-практическую конференцию. Планируем проводить это мероприятие и в будущем.

Мой прадед Хуснияр хазрат был очень видным человеком своего времени, известной личностью. Он выходец деревни Кускильдино, был отправлен на работу в Султанбеково. В конце 19-го века он построил в деревне двухэтажное медресе. Умер в 50 лет. Мы нашли его дневник путешествий, ценные рукописи. Доктор филологических наук, учёный Минигали Надергулов помог перевести их. Прадед Хуснияр сам составил шежере нашего рода. Мы сравнили его с архивными документами, сведения совпадают.

Как я уже отметила, в Аскинском районе проживают представители трёх башкирских родов. Каждый из них отличается диалектом, одеждой. Даже в деревнях, относящихся к роду Балыксы, говорят по разному. Одежда очень интересная, самобытная. Женщины носили платья с оборкой, предпочитали красный, желтый цвета. Мы нашли платья, сшитые около сто лет назад, они хранятся в музее. По этим наглядным примерам можно реконструировать и носить такие же платья. К сожалению, не смогли найти нагрудники и накосники, характерные для нашего рода. «В сундуке хранили, бабушка носила такой нагрудник», – вспоминают земляки. Но, к сожалению, ничего из этого не сохранилось.

У моего прадеда Хуснияра хазрата были четыре дочери, два сына. Бабушка (ҡартыйым) Хана пришла невесткой в деревню Утяшево. У нее была учительница Камиля, сохранился её головной убор – калфак. Я хочу восстановить его.

Когда в 2010 году начала изучать свою родословную, нашла очень много родственников. Получается, в селе Аскино каждый второй – родня. «Что даёт тебе изучение шежере? » – часто спрашивают меня. Отвечаю – даёт духовную силу. Изучая шежере, мы вспоминаем предков, читаем молитву – дога. Зов предков вдохновляет, мотивирует меня изучать наше прошлое. Чтобы крепко стоять на земле надо знать свои корни», – рассказала нам Анзира Ганиева.

Фото: ИА "Башинформ".

Автор:Лира Гафарова
Читайте нас: