Главное — доступность ресурсов
Исходя из практики сопровождения таких крупных проектов, как «Кроношпан», «Цемикс», «Сычуань», можно сделать следующие выводы. Инвесторов интересуют не столько условия и время для подключения к ресурсам, а их принципиальные доступность и наличие в необходимом объеме. Например, в Зауралье привлечение крупных проектов сдерживает энергодефицитность. На реализацию проекта по выпуску сухих строительных смесей в Абзелиловском районе инвестор ООО «Цемикс» (дочернее предприятие австрийской компании Lasselsberger) согласились лишь после письменной гарантии правительства обеспечить их необходимыми электромощностями. В Зауралье генерируется 50 МВт, потребляется 250 МВт, разница закрывается за счет соседей — Челябинской, Оренбургской областью.
Еще один важнейший фактор — транспортная логистика
Например, в 2012 году представители компании «Кроношпан», выбирая место для реализации своего инвестиционного проекта, побывали на более чем 10 участках, в том числе нескольких районах Зауралья. В итоге решено было разместиться в Уфимском районе — решающую роль сыграла близость к рынкам сбыта, к трассам М5 и М7. Хотя в Зауралье им были бы ближе лесные ресурсы. То есть удаленность от промышленных центров, от электросбыта, от мест концентрации квалифицированных кадров сдерживают развитие Зауралья. Понятно, что этот фактор мы полностью не преодолеем, но смягчить сможем, построив новые дороги, в том числе железные, улучшив действующие дороги. Поэтому для Зауралья очень важны такие проекты, как дороги Мраково — Старосубхангулово, Стерлитамак-Кага-Магнитогорск, нужно расширять трассу Уфа — Оренбург, возобновить приостановленное еще в 80-х годах строительство железнодорожной ветки Сибай-Подольск-Сара, и в целом требуется расшивка тупиковости железнодорожных путей Учалов и Сибая.
Башкортостан использует права региона на установление льгот для инвесторов
Это административное сопровождение проекта в формате «одного окна», прямая связь с руководством региона. За прошедшие несколько лет, действительно, в республике значительно упростились процедуры, перечень и количество документов. Утверждены новые инструменты предоставления господдержки приоритетным инвестпроектам.
Кроме того, большое значение имеет организация устойчивой связи между инвестором и руководством региона. Например, именно рабочие встречи с главой республики Рустэмом Хамитовым и определенные политические гарантии инициировали десятки проектов. Например, в Зауралье это проекты компаний «Ситно» и «Цемикс».
Инвесторам нужны территории вне границ санитарных зон
Следующий значимый фактор, с которым мы также столкнулись — это наличие земельных участков вне границ санитарной зоны источников питьевой воды и хозяйственного водоснабжения. Согласно Водному кодексу, нельзя сбрасывать сточные воды в пределах этих границ. В данном случае решение проблемы зависит от развитости системы централизованного водоотведения. Иначе нужны большие траты на строительство ливневых сетей. Наиболее явно это проявляется в Уфе и прилегающих районах. Здесь территория полностью заблокирована и попадает в охранную зону Белой и реки Уфы. Резидентам Уфимского индустриального парка при отсутствии достаточных лимитов «Уфаводоканала» пришлось тянуть ливневые сети больше чем на 40 км.
По мнению Илшата Тажитдинова, многие проблемы инвестиционного климата Зауралья можно было бы решить с помощью создания индустриального парка. Он привел пример Уфимского индустриального парка, заполняемость которого приблизилась к 100%, инвестиции на данный момент составляют свыше 30 млрд, более 400 рабочих мест (с учетом синергии — две-три тысячи рабочих мест).
При этом, на мой взгляд, приступать к созданию такого рода индустриальных парков в целях минимизации риска стоит при наличии якорного резидента, который вложит 10-20 млрд в основной капитал и в рамках оказания ему инфраструктурной поддержки. Для этого нужно активно использовать бюджетные средства, например, Республиканскую адресную инвестиционную программу, территориальные заказы на ремонт и реконструкцию дорог. Тем более что сейчас имеется возможность возместить затраты из федерального бюджета.