Объяснить происхождение названия проще всего: когда-то такое прозвище дню распродажи дали полицейские Филадельфии из-за того, что в этот день на дорогах были пробки – редкость для дорожного движения тех времен. Позже у понятия Black Friday появился новый смысл: на жаргоне американских продавцов фраза «in the black» означала положительный баланс по итогам дня – то есть «выйти в плюс», а не остаться в минусовой «красной зоне». Что до экономической стороны дела, то парадоксально, но факт: огромные скидки, которые во многих американских магазинах достигают в «чёрную пятницу» 90%, не разоряют торговлю, а оказываются выгодны. Причем для обеих сторон. О выгоде для покупателей можно и не говорить: в тех же Штатах готовиться к «чёрной пятнице» в семьях начинают чуть ли не за полгода.
Изначально «черная пятница» была сугубо американской историей, постепенно превратившейся из маркетинговой акции в национальный праздник. «Черная пятница» исторически связанна с Днем Благодарения – магазины в этот день открывались даже не рано утром, а еще ночью (впоследствии в этот день они стали переходить на круглосуточный режим). А покупатели совсем не спали, выстраиваясь в очереди с вечера. К утру в магазине нечего было ловить – оставались только пустые полки.
В Россию эта традиция пришла очищенная от излишнего американского фанатизма. Да – хорошие скидки. Нет – ночная давка у прилавков, очереди с раскладушками, стычки у касс. В российском варианте «черная пятница» цивилизованнее, прагматичнее и удобнее. В том числе поэтому ее отличительной чертой стал отказ от собственно пятницы и вообще от концепции единственного дня в году, когда покупателя ждут большие скидки. Российские «черные пятницы» готовы длиться неделю, а иногда и несколько недель, потому что так комфортнее и покупателю, и продавцу.
Российская «черная пятница» этого года ознаменовалась особым событием: к глобальной акции впервые присоединяется продуктовый ритейлер. Причем, крупнейший в России – торговая сеть «Пятёрочка». Согласно новым «чернопятничным» трендам, «Пятёрочка» не стала сильно ограничивать сроки проведения акции: она длится аж две недели с 13 по 26 ноября. В этот период все посетители универсамов «Пятёрочка» за каждые 555 рублей в чеке получают скидку в размере 100 рублей на следующую покупку от 555 рублей. Есть и скидка на товары – традиционная для «черных пятниц»: она достигает 55%.
«Для нас это очередная возможность порадовать наших покупателей и предложить им самые выгодные условия для покупок. Мы хотим, чтобы наши покупатели стали участниками мирового явления», — комментирует запуск акции директор по маркетингу торговой сети «Пятёрочка» Александра Калюкина.
Тот факт, что акция впервые затронула сектор продуктового ритейла, означает, что культура «черных пятниц» в России имеет большое будущее. К скидкам на продукты питания неравнодушны все, так что вряд ли к следующему году останется кто-то, кто еще не слышал словосочетания «черная пятница».