Проект республиканской программы был разработан активистами велодвижения в 2018 году и направлен в госкомитет республики по транспорту и дорожному хозяйству.
«Просим вас оказать содействие в утверждении данной программы, чтобы в городах Башкортостана наконец-то начали системно развиваться альтернативные виды транспорта», — пишет в своем обращении автор письма.
С 2014 года в Уфе ведутся разговоры о строительстве большого уфимского велосипедного кольца. На проектные работы с учетом госэкспертизы из бюджета потрачено в 2015 году 24 миллиона рублей. Однако данный проект так и остался на бумаге из-за сложного финансового положения города. Тогда возникла идея строительства велосипедно-лыжного центра, где жители города могли бы без ограничений и не подвергая себя риску заниматься данными видами спорта.
«На сегодняшний день тренироваться велосипедисты могут только на дорогах общего пользования или на СОК «Биатлон», доступ куда ограничен. Это при том, что город Уфа обладает уникальными для городов России географическими особенностями, позволяющими создать интереснейшие универсальные велосипедно-лыжные трассы в самом центре города, чтобы ими с удобством могли пользоваться жители всех районов. В нижней части парка имени М. Гафури (улица Зорге / Блюхера) существует большая поляна с прилегающими уже подготовленными просеками, которые выполнялись под непостроенный лыжный стадион. Данная территория на сегодняшний день является по сути брошенной, загаженной, абсолютно неблагоустроенной», — отмечает в своем письме Станислав Сырыгин.
К реализации проекта были привлечены инвесторы, после двухлетних переговоров с администрацией Уфы, летом 2018 года была подана заявка о заключении концессионного соглашения на строительство центра велоспорта. Проектом предусмотрено инвестирование 200 миллионов рублей в создание универсального велосипедно-лыжного спортивного комплекса, который в течение 30 лет эксплуатируется концессионером, а далее передается городу. По словам Станислава, заявка была одобрена комиссией городского совета Уфы и всеми структурными подразделениями администрации. В конкурсе на строительство данного комплекса победила уфимская компания «Велотерра». Однако глава администрации Уфы Ирек Ялалов ушел в отставку и стал членом Совета Федерации, не успев согласовать концессионное соглашение. На текущий момент нет понимания перспектив данного проекта, администрация Уфы также пока не проявляет свою позицию по строительству центра велосипедного спорта.
«Данный социальный объект городу нужен, он не требует финансовых затрат от госбюджета, он не требует вырубки ни одного дерева, он гарантированно защищен от внезапного появления там нецелевых многоэтажек, и он очень полезен уфимцам. Просим вас оказать содействие в решении данного вопроса, чтобы в инвестиционной среде Республики Башкортостан царила уверенность в справедливых и прогнозируемых решениях руководства региона и городского округа», — обращается к Радию Хабирову основатель Союза велосипедистов Башкирии Станислав Сырыгин.
По данным социологического исследования, которые активисты велодвижения Уфы проводили в течение последних четырех лет, количество велосипедистов в столице Башкирии выросло на 37%.
Благодаря соцопросу, который проводился в рамках исследования, можно составить портрет уфимского велосипедиста. Это человек моложе 30 лет с постоянным заработком. Он владеет одним велосипедом, который купил в последние пять лет и предпочитает использовать его только летом.
Лишь треть респондентов использует велосипед в качестве транспорта. Свой выбор они объясняют быстротой и дешевизной проезда, поддержанием хорошей физической формы. В основном люди отказываются от велосипеда при поездке по делам не из-за лени, как они сами объясняют, а из-за того, что считают город неприспособленным для велопередвижения — не хватает велодорожек, нет охраняемых велопарковок, и из-за страха попасть в ДТП.
Авторы исследования уверены, что в Уфе есть перспективы развития велосипеда как транспортного средства, нужно только создать минимальные условия — обустроить велопарковки, создать сеть велодорожек, качественно их содержать, — и горожане начнут пересаживаться на велосипед.
Это подтверждают и данные опроса исследовательского центра Superjob. 49% опрошенных уфимцев готовы к поездкам на работу на велосипеде, если для этого будут созданы соответствующие условия.