сделано немало. Но все еще остаются нерешенными главные проблемы, от
которых напрямую зависит благополучие жителей села. К примеру, все так
же остро стоит проблема безработицы, мизерных заработных плат, которые в
реальности значительно ниже, чем в среднем по республике. Несмотря на то,
что на территории нашего района реализуются крупные инвестпроекты, и это
существенно сняло напряженность на рынке труда, полностью решить
проблему безработицы еще не удается.
2. Когда-то большинство каргалинцев были заняты в совхозе, затем в агрофирме, которая распалась около двух лет назад. Сейчас на территории сельсовета функционируют три крестьянско-фермерских хозяйства и столько же небольших сельхозпредприятий, которые находятся в стадии развития. Понятно, что все трудоспособное население обеспечить работой они не в состоянии. Большинство мужчин работают на стороне. Одни — на севере, другие — в соседних районах, а женщины в основном занимаются домом и хозяйством. Многие сельчане живут на доходы от личного подсобного хозяйства.
Супруги Ринат и Танзиля Арслановы из деревни Каргалыбаш— люди трудолюбивые, никакой работы не боятся. Пока существовала агрофирма, Ринат трудился заведующим фермой. Танзиля на протяжении многих лет занимается закупкой излишком молока у населения, в последние годы взвалила на свои плечи еще и работу почтальона. Одной заработной платой никогда не довольствовались. Она у обоих даже по сельским меркам довольно скромная, а жить хочется не хуже других. Потому содержали полный сарай скотины, домашнюю птицу. Мясо, молоко шли на реализацию. После распада агрофирмы, посоветовавшись с близкими, Ринат решил заняться фермерством. Рискнул. Потому что земледелие не зря называют у нас рискованной деятельностью.
— В прошлом году засеял 63 гектара зерновыми. Урожай получил небольшой— около 14 центнеров с гектара. Причина в том, что на удобрения средств не хватило, а земля истощенная, несколько лет уже не видавшая удобрения. Из техники пока есть только трактор да необходимый прицепной инвентарь,— поделился с нами фермер.— Прибыли практически нет, но добросовестно расплатился с пайщиками, обеспечил собственное поголовье скота кормами и заложил под будущий посев семена. Думаю, что для начала это неплохо.
Сейчас посевная площадь в КФХ Арсланова увеличилась. Будущей весной он планирует засеять зерновыми уже 140 гектаров. А потому нужно думать о приобретении необходимой сельхозтехники.
Наряду с земледелием Арсланов намерен развивать животноводство. В хозяйстве нашего героя более двадцати голов крупного рогатого скота. Из них половина— дойные коровы. Летом значительным подспорьем для семьи являются деньги от реализации молока. Ежедневно они продают 200-250 литров продукции. Жаль, что закупочные цены на молоко остаются невысокими и, несмотря на повышение цен в магазинах, не меняются на протяжении нескольких лет. 12-13 рублей за литр — по такой цене вынуждены реализовывать сельчане свежую экологически чистую продукцию. В зимнее время хлопот в хозяйстве меньше. Основные усилия направлены на откорм скота и на реализацию мяса, которое в большинстве случаев отпускают перекупщикам.
Настрой у героя нашей зарисовки оптимистичный. Он уверен, что через года два земледелие начнет приносить реальный доход, а спрос на свежую фермерскую продукцию возрастет.
К сожалению, таких решительных, умеющих работать мужчин в селе немного. Иначе не надеялись бы на заезжих инвесторов, среди которых иногда встречаются совсем не смыслящие в сельском хозяйстве люди, не искали бы работы на стороне, а поля наши не зарастали бы бурьяном.