Все новости
Культура
21 Декабря 2016, 17:38

На пересечении национальных культур

Проходят годы, выцветают чернила в трудовой книжке, иногда забываются имена, которые могли бы стать предметом особого интереса как для современников, так и будущих поколений. А мы продолжаем спорить о простых истинах, к примеру, о счастье творческом и простом человеческом.

Ведь отделить одно от другого бывает сложно. Уж так получилось, что не только Видок Гургенович был погружен в мир искусства, но и вся его семья. Люди, знавшие его, могут в некоторой степени могут со мной и поспорить, что в жизни занимался он далеко не творческими делами, но так скажут только те, кто не знал его трудовую биографию. Ведь за чтобы он ни брался, умел доводить дело до логического конца. Агаджанян –эта фамилия достаточно известная в мире российского и армянского кино.
В 1950-1970 годах он был начальником осветительного цеха киностудии «Арменфильм». Работал совместно с украинским кинорежиссёром и сценаристом, народным артистом Украинской ССР, народным артистом Армянской ССР Сергеем Иосифовичем Параджановым.
Снимали известный фильм «Цвет граната», который по своему новаторству обошел даже «Тени забытых предков». В фильме каждый кадр нес для нашего героя особый смысл, а цветовая гамма становилась максимально лаконичной, да так, что неживые предметы играли наравне с актёрами. Ему посчастливилось и освещать признанный лучшим армянским фильмом всех времен «Мы и наши горы», это была экранизация произведения известного армянского писателя Гранта Матевосяна, снятая на киностудии « Арменфильм » в 1969 году. Помните фильм о том, как к нескольким пастухам и сенокосцам, работавшим в горах, приблудились четыре черных барана. Ишхан, хозяин большого стада овец, предложил зарезать две овцы на шашлык. Когда пастухи сели есть, вместе с ними ел и хозяин овец, Реваз, не подозревавший, что это его овцы. После того как он обнаружил пропажу, пастухи заплатили ему за овец, и он отправился домой. Казалось бы, все уладилось, но жена Реваза вызвала лейтенанта, сообщив о пропаже овец. Фильм заканчивается тем, что пастухи вместе с лейтенантом перегоняют большое стадо овец в город, направляясь к судье. С любовью он рассказывал о съемках фильма «Отзвуки прошлого» (1970), который получил особое упоминание в Сан-Ремо в 1976 году.
С удовольствием он вспоминал и о том, как ему приходилось выполнять сложные трюки вместо каскадера в кинотрилогии "Лично известен» (1957) о революционере-большевике Семёне Аршаковиче Тер-Петросяне, известном под псевдонимом Камо. Видоку Гургеновичу, дублируя героя, пришлось спускаться с высокой крепости, проигрывая роль убегающего из тюрьмы Камо.
За удачные творческие находки он не раз награждался почетными грамотами советского и армянского кинематографа.
Вот и сегодня вдова Видока Гургеновича Татьяна Петровна вспоминает, что когда они жили в Ереване, их дом располагался недалеко от старой армянской киностудии. Она была свидетелем событий, неизвестных зрителям. Частыми гостями в их доме были известные всем нам актеры. А другом семьи был Фрунзе Мкртчян, или просто Фрунзик, один из самых светлых актеров советского кинематографа, которого всенародная слава и любовь окружали на протяжении всей его жизни. Она с сожалением вспоминает, что не сумела сохранить подарок-книгу «Легенда о Сурамской крепости», который подарил Сергей Параджанов. Близкие и родственники Видока и сегодня продолжают служить армянскому кино, также оставаясь за кадром. Они уже приобщают своих детей. Теперь и они, и их дети продолжают работать в киностудии.
Когда семья Агаджанян переехала в наш район, судьба как будто благоволила им. Как говорил известный философ и мыслитель Эрих Толле: «Главное принять ситуацию, внутренне согласиться, что твоя жизнь именно такая». Не случайно из среды кинематографов Видок Гургенович попал в среду людей с особой душой. Мама Татьяны Петровны — Милкина Ева Алексеевна – большой знаток русской литературы, талантливый и интересный педагог. Не каждый учитель мог сравниться с ней в цитировании произведений русской классики. Это был учитель, уносящий ученика за занавес жизни литературных героев, убеждая, что именно там, настоящая, полная событий и впечатлений жизнь. Супруга — русская душой Татьяна, знающая и литературу, и искусство, и основы православия, привносящая от себя в этот мир только добро.
Так спустя годы мы вспоминаем наших друзей и часто сожалеем о том, что при жизни о чем-то не договорили, чего-то не досказали…
Читайте нас: