Все новости
Общество
8 Мая 2019, 12:30

Асаев оказался старше своей смерти

Мой отец, Сайдылислам Шагиарсланович Асаев из села Балышлы, был мобилизован в ряды Красной Армии в ноябре 1941 года. Воевал в составе прославленной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии под командованием генерал-майора М.Шаймуратова. В одном из этих боев отец был тяжело ранен. Совсем рядом с ним взорвалась бомба, он был ранен осколком, его засыпало землей. Но судьбой бойцу предначертано было жить — сослуживцы откопали его и вытащили с поля боя. Больше месяца он пролежал в госпитале без сознания. Отец рассказывал, что врачи хотели его уже усыпить. Но медсестра убедила, что он сильный, выживет.

Мой отец, Сайдылислам Шагиарсланович Асаев из села Балышлы, был мобилизован в ряды Красной Армии в ноябре 1941 года. Боевую подготовку проходил вблизи деревень Верхние и Нижние Бишинды Туймазинского района. Воевал в составе прославленной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии под командованием генерал-майора М.Шаймуратова. В октябре 1942-го дивизию перебросили под Сталинград. Советское командование разработало операцию «Уран». Она должна была закончиться окружением немецких войск.
Восьмому кавалерийскому корпусу, в который входила Башкирская дивизия, была доверена очень ответственная задача: он был первоначально подчинен 5-й танковой армии, то есть фактически кавалеристов поставили плечом к плечу с элитой – танковыми войсками. И задачей кавалерии было образование внешнего фронта окружения.
Бои за станцию Обливская – крупный железнодорожный узел и аэродром, шли несколько недель. На исходе были и силы, и боеприпасы. Несмотря на потери, главная задача все же была выполнена: 24 ноября советские войска завершили полное окружение 6-й армии и приданных ей частей, взяв в кольцо группировку в 260 тысяч человек. А 1 января наши войска взяли станцию Обливскую.
В одном из этих боев отец был тяжело ранен. Совсем рядом с ним взорвалась бомба, он был ранен осколком, его засыпало землей. Но судьбой бойцу предначертано было жить — сослуживцы откопали его и вытащили с поля боя. Больше месяца он пролежал в госпитале без сознания.
Отец рассказывал, что врачи хотели его уже усыпить. Но медсестра убедила, что он сильный, выживет. К счастью, так и случилось. До конца своей жизни отец не переставал благодарить эту медсестру, говорил, что она подарила ему вторую жизнь. Какое-то время после войны они еще переписывались.
Поправившись, Сайдылислам Асаев продолжил боевой путь повозочным по доставке боеприпасов на передний край в составе 1082 стрелкового полка 310 стрелковой Новгородской дивизии Лениградского и 3-го Прибалтийского фронтов. Принимал участие в освобождении от врагов прибалтийских республик, Кенигсберга, Польши. С боями дошел до логова фашистов и долгожданную Победу встретил в Берлине. За годы войны отец был ранен четыре раза. За храбрость и геройство, проявленные в боях, награжден медалью «За боевые заслуги», орденом «Красной звезды».
После войны наш родной человек долгие годы трудился плотником во благо родного колхоза. У него были золотые руки. Он был и плотником, и кузнецом, и отличным пимокатом. А еще отец любил сочинять стихи, которые с большим удовольствием читал нам. Вместе с мамой Гульзирой Зиятдиновной они прожили 51 год, вырастили пятерых сыновей. Отец ушел из жизни в 75 лет, оставив о себе светлую память.
С гордостью хочу отметить, что Асаевы внесли весомую лепту в Победу над фашистскими захватчиками. Участником войны является и брат отца, Хурматулла Асаев. В 1942 году родные получили черную весть — Хурматулла пропал без вести… Родину защищали и два брата моей матери, Аюб и Мидхат Асаевы. Оба награждены медалями.
Мы, пятеро сыновей Сайдылислама Асаева, всегда старались быть достойными продолжателями своего рода. Все с честью отслужили в Советской армии. Наш общий «стаж» службы — более 13 лет.
В день Победы мы обязательно пройдем с портретами отца и дедушки, наших фронтовиков в рядах «Бессмертного полка» , потому что герои не умирают.
Рифхат Асаев, с. Языково.
Читайте нас: