Будущие инженеры студенческого конструкторского бюро (СКБ) «Формула студент» при кафедре двигателей внутреннего сгорания Уфимского университета науки и технологий работают над проектом беспилотного гоночного автомобиля с электрической силовой установкой и системой управления, позволяющей автономное движение на гоночной трассе.
Команда трудится над реализацией проекта driverless-кара уже несколько лет. Им удалось успешно создать болид с бензиновым двигателем, и два года подряд они занимали высшие позиции среди российских участников соревнований Formula Student Russia. Кроме того, они добиваются успехов и в классе электрических автомобилей. Поэтому следующей целью стало создание беспилотного гоночного электромобиля.
Первые испытания беспилотного болида запланированы на ноябрь текущего года, а полные тесты могут пройти на международных соревнованиях «Formula Student» летом 2025 года. Ожидается, что мощность двигателя составит 100 л.с. номинальной и до 180 л.с. пиковой. Вес автомобиля составит около 300 кг.
В этом году команда получила несколько грантов от Фонда содействия инновациям, Евразийского НОЦ и УУНиТ на сумму свыше 2,5 миллионов рублей, что станет отличной основой для дальнейшей работы.
По словам руководителя команды СКБ «Формула студент» UGATU Racing Team Максима Разяпова, студенты МГТУ им. Н.Э. Баумана находятся ближе всех к успешной реализации беспилотного проекта, хотя им не удалось полноценно участвовать в соревнованиях.
В настоящее время в междисциплинарную команду УУНиТ входят студенты айти-специальностей, а также иностранные обучающиеся, в том числе студент из Египта. Команда охотно включает в свою работу учащихся техникумов, талантливых школьников и тех, кто умеет работать на станках. Наставник команды подчеркивает, что иногда новые участники предлагают инновационные решения благодаря свежему взгляду на задачи.
Также стоит отметить, что весной этого года на трассе «Формулы-1» в Абу-Даби прошла первая гонка автономных гоночных автомобилей. Лишь восемь команд со всего мира представили свои болиды, управляемые искусственным интеллектом, чтобы сразиться за приз и звание первопроходцев гоночных технологий будущего.
Хотя все представленные автомобили были с бензиновыми двигателями, главная ценность лежала в их «мозгах», основанных на искусственном интеллекте, который каждую миллисекунду анализирует данные от датчиков и принимает решения по управлению рулем, двигателем, коробкой передач и тормозами.
Максим Разяпов отмечает, что цель СКБ «Формула студент» заключается не только в участии в соревнованиях, но и в подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности. Участие в проекте дает молодежи ценнейший опыт и развивает навыки, необходимые в современном мире. В итоге выпускники команды «Формула студент» получают четкое понимание процессов проектирования и развивают востребованные soft skills. Этот «инженерный инкубатор» готовит специалистов не только для автоспорта, но и для других отраслей, а разработанные студентами решения могут быть реализованы в коммерческих проектах в будущем.