Под идеологией терроризма понимается совокупность идей, концепций, верований, догматов, целевых установок, лозунгов, обосновывающих необходимость террористической деятельности и направленных на мобилизацию людей для участия в ней.
I.Противодействие идеологии терроризма, как направление профилактики терроризма
В современных условиях терроризм является одной из основных угроз национальной безопасности Российской Федерации, что определяет необходимость противодействия ему на всех направлениях.
Вопросы противодействия терроризму регулируются различными отраслями российского законодательства и базируются на положениях Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации.
Согласно Концепции, общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Правовая основа противодействия терроризму, основные его принципы определены Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц по:
-предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
-выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
-минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Приоритетным направлением противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение (профилактика) терроризма, которое обеспечивается, в том числе, путем создания системы противодействия идеологии терроризма.
Профилактика терроризма представляет собой совокупность мер политического, социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений террористической направленности, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения ими указанных преступлений.
Политические меры: нормализация общественно-политической ситуации; решение социальных конфликтов; снижение уровня социально-политической напряженности и др.
Социально-экономические меры: оздоровление экономики регионов Российской Федерации и выравнивание уровня их развития; сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации; обеспечение социальной защиты населения.
Правовые меры: реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, финансирование терроризма; регулирование миграционных процессов, порядка использования информационно-коммуникационных систем и др.
Информационные меры: разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму.
Культурно-образовательные меры: пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога.
Организационно-технические меры: разработка и реализация целевых программ и мероприятий, в том числе по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей техническими средствами защиты; улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму и др.
Наряду с комплексом мер по обеспечению антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств и контролем за соблюдением административно-правовых режимов ключевым направлением профилактики терроризма является создание системы противодействия идеологии терроризма, имеющей целью недопущение вовлечения населения в террористическую деятельность посредством формирования устойчивого антитеррористического сознания.
Достижение данной цели осуществляется путем решения трех основных
задач:
1. Разъяснение сущности терроризма и его крайней общественной опасности, в том числе через пропаганду социально значимых ценностей.
2. Создание и задействование механизмов защиты информационного пространства от проникновения в него любых идей, оправдывающих террористическую деятельность.
3. Формирование и совершенствование законодательных, нормативных, организационных и иных механизмов, способствующих реализации мероприятий по противодействию идеологии терроризма.
Организационная основа системы профилактики терроризма, общие правила ее функционирования, основные принципы, направления, виды и формы профилактического воздействия, полномочия, права и обязанности субъектов профилактики правонарушений и лиц, участвующих в ней, установлены Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».
Профилактика правонарушений разделена на:
- общую, направленную на выявление и устранение порождающих правонарушения причин и условий, способствующих или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан;
- и индивидуальную, направленную на оказание воспитательного воздействия на конкретных лиц.
Работа ОИВ и ОМСУ по общей профилактике правонарушений в рассматриваемой сфере осуществляется в таких формах профилактического воздействия, как:
- правовое просвещение и информирование (проведение семинаров, лекций, бесед, социологических исследований, издание научно-популярной литературы, создание радио- и телепередач, информационное сопровождение антитеррористической деятельности и др.);
- социальная адаптация (оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве);
- ресоциализация (реинтеграция в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно¬правового характера);
- социальная реабилитация (восстановление утраченных лицами социальных связей); помощь лицам, пострадавшим или подверженным риску правонарушений (необходимая поддержка для минимизации последствий правонарушений).